Официальная информация Официальная информация
Новости Новости
Объявления Объявления

Воспоминания буровика

Работа буровика от забуривания скважины и до завершения этого процесса непрерывная. Я сам после окончания Саратовского технического училища № 17, в начале 1959 года, стал буровиком. Сначала работал помощником бурильщика, а потом - бурильщиком в Степновской конторе бурения №2. И, как буровик, по льготному стажу вышел на пенсию.
И теперь время есть – читаю книги военных специалистов, артистов, учителей о том, как они трудились. А вот воспоминаний буровиков почему-то я ни разу не встретил. А надо бы.
И, грешным делом, я подумываю восполнить эту прореху, но в виде фоторассказа. Фотографий у меня полно. А герои рассказов – мои товарищи, мои хорошие знакомые. Они создавали историю Степного. К великому сожалению, их, моих друзей, уже осталось очень и очень мало.

Мой учитель

Летом 1958 года мы, курсанты Саратовского ТУ-17, прибыли на производственную практику в Степновскую Контору бурения №2. Поместили нас в общежитие, которое находилось в начале улицы Октябрьская. Теперь этого здания уже нет. Распределили нас по буровым бригадам, выдали спецодежду и сказали, кому и когда выходить на вахту. Нам с Володей досталось в ночную.
Буровой мастер Стробков подвёл нас, двух практикантов, в «ожидаловке» (она находилась на берегу речки Большой Караман) к низкорослому, но крепко сложенному мужчине в брезентовых шароварах, и сказал:
– Стёпа, принимай пополнение. А кого куда – сам определяй. И ушёл.
Стёпа глянул на нас, не спеша, не вставая, поздоровался за руки и показал возле себя, мол, садитесь. Мы тоже в робах, не боясь испачкаться, сели с ним рядом на землю. Вскоре подошёл вахтовый автобус.
Долго ли, коротко ли ехали – ночь, не разберёшь, да и часами мы ещё не обзавелись. Но по пути из разговоров мы поняли, что Стёпа – наш бурильщик. С ним о делах говорил, как мы догадались, дизелист, человек очень весёлый, любитель анекдотов.
Прибыли. Пошли на буровую. Сдающая смена (мы уже кое-что понимали) производила подъём бурильного инструмента для смены долота. Вскоре она уехала, и на буровой остались мы да летние звёзды на ночном небе.
Стёпа нас, практикантов, подозвал к себе и спросил, что мы умеем. Оказалось, ничего. Тогда он глянул почему-то на меня и сказал:
– Пойдёшь на верх.
Я машинально посмотрел на верхатуру, там виднелись полати и концы «свечей» – бурильных труб, извлечённых из скважины. «Высоко!» – подумалось мне, хотя я знал, на какой высоте примерно они находятся.
– Колян! – крикнул Стёпа в дизельную и призывно помахал рукой.
Оттуда пришёл тот самый весёлый дизелист, и вновь с широкой улыбкой.
– Поднимись и покажи, – распорядился бурильщик. Тот согласно кивнул головой, не переставая улыбаться, уже глядя на меня.
Мы с ним по лестнице поднялись на полати, которые находились под самым ночным небом. Кругом темно, только здесь от нескольких лампочек светло. Но всё же около линии горизонта видно светлую полосу, откуда придёт рассвет.
Вышка качается, а полати тем более, аж дух захватывает. Тем временем загремели дизели, их выхлопные трубы выкинули искры. Талевый блок стал приближаться к нам. Вот и элеватор. Вот и труба.

 

Продолжение читайте в №22 от 9 июня 2023 газеты "Заря"

Контакты