Официальная информация Официальная информация
Новости Новости
Объявления Объявления

Учительское счастье Оксаны Баландиной

 Разговор об истории как школьном предмете, о почтении к своим корням, школьных годах и учителях, педагогах-наставниках мы ведём с Почётным работником общего образования, учителем истории и обществознания лицея п. Степное Оксаной Владимировной Баландиной. Человек она необыкновенный, скромный, собеседник интересный... И согласилась на встречу со мной, скорее, чтобы рассказать не о себе, а о близких и дорогих ей людях.

Любовь к истокам

– От бабушек, родителей, Веры Павловны и Владимира Николаевича, которые с почтением и уважением относились к памяти предков, своим корням. И это, несомненно, сыграло большую роль в её становлении как личности. Хотя, если говорить о выборе профессии учителя, то он во многом был случаен. Не мечтала Оксана Баландина стать историком, ей всё больше хотелось быть переводчиком с английского или юристом. Училась Оксана в Степновской первой школе, её первым учителем была Светлана Николаевна Волкова, юная, вдохновенная, словом, самая-самая первая учительница… Было несколько учителей, которых считала кумирами. Это Ольга Александровна Булаткина и классный руководитель Наталья Александровна Гордеева. Обе преподаватели английского языка.
– Даже кабинет Ольги Александровны казался мне частью Англии. Я чётко понимала, что границы страны заканчиваются с входом в кабинет №16. И учитель поражал своим собственным обликом, манерой поведения и отношением к предмету, ученикам. Я благодарна Ольге Александровне и Наталье Александровне за литературные гостиные, где мы могли самовыражаться, читать стихи английских поэтов, перевоплощаться в героев пьес Шекспира, Бернарда Шоу и других известных авторов. Словом, могли на этом чудесном островке чувствовать себя по-особому. Конечно, мне всегда нравилась история, которую вела необыкновенный учитель Валентина Николаевна Васильченко. На её уроках у меня было ощущение, что, рассказывая, она будто рисовала словами. Каждое её слово я видела, оно отпечатывалось в сознании яркими картинками и зарисовками. И когда учитель рассказывала о Древнем Египте и Древней Греции, то словно «переселяла» нас в те далёкие эпохи. Так сложилось, что я стала учиться на историческом факультете Саратовского государственного педагогического института. И то, что выбрала историю – заслуга любимого учителя, именно она подарила мне первое прикосновение к этой науке.
В 1994 году Оксана Владимировна стала студенткой. «Мне нравилось учиться, в программе были только любимые предметы, здесь я почувствовала вкус к исследовательской деятельности, краеведению, когда с интересом изучала историю женского образования в Саратовской губернии, сделала вывод, что необязательно далеко смотреть и искать интересные факты за пределами страны, есть узкая информация, которая сопоставима по значению с глобальными темами. В студенческие годы поняла, что в науке не бывает мелочей, ничего второстепенного, научилась правильно оформлять работы, используя ссылки, сноски, приложения. А в этом есть своя поэзия! И я благодарна своим преподавателям за науку, ценный опыт публичных выступлений».
Хотя, справедливости ради, стоит сказать, первый опыт историка Оксана Владимировна приобрела ещё в 6 классе, в её семейном архиве хранится медаль «Лучший историк 6 «а»» за победу в исторической викторине. В 11 классе уже были выступления на открытых уроках. Она много читала. «Каждую субботу я торжественно посещала библиотеку, обожала классику, любила литературу о древнем мире, книги европейских авторов XIX века. В детстве я даже хотела стать библиотекарем, чтобы иметь возможность находиться среди огромного количества литературы и читать, читать и читать». Эту любовь к книге всегда поддерживала учитель русского языка и литературы Алла Ильинична Горелова.

От воспоминаний –
к профессии

которая стала смыслом жизни. Своим вторым альма-матер Оксана Владимировна по праву считает Золотостепскую школу, куда дипломированный специалист, обладатель красного диплома, получила назначение в 1999 году и где делала первые шаги на учительском поприще. «Я благодарна директору школы Юрию Артемьевичу Чихирёву. Для меня значимым человеком на этом этапе стала Римма Васильевна Дмитриева, первый завуч, первый наставник. Она делала мне очень корректные, интеллигентные, точечные замечания, скорее, даже не замечания, а наставления. Отличаясь чувством такта и прекрасным чувством юмора, она помогла мне в первые 2 года работы. Была большая нагрузка, 36 часов, ежедневно по 6 уроков в 5-11 классах. Своих первых учеников люблю и помню. В работе с классным коллективом для меня примером была мой классный руководитель Наталья Александровна Гордеева. Чуткая, внимательная, деловая, требовательная, творческая, тактичная, она всегда была готова прийти на помощь. Субботник, генеральная уборка или летняя трудовая четверть, Наталья Александровна всегда трудилась вместе с нами, была с теми, кому было трудно. Спокойная, сдержанная, не помню, чтобы она повышала голос. Но при этом всегда добивалась идеальной дисциплины».

«Лицей –
мой второй дом»

В 2001 году у Оксаны Владимировны появилась возможность работать в Степновской школе №2. Школа, а впоследствии лицей, стала для неё родной. «Большой коллектив, коллеги, наставники, среди которых – В.Ф. Шустова, А.Н. Мустакова, Т.Н. Перова, Ж.А. Ананьева. Именно они помогли мне быстро освоиться на новом месте. С тех пор лицей стал моим вторым домом. Люблю его атмосферу, люблю и ценю своих коллег».
В чём оно учительское счастье Оксаны Баландиной? Их чего оно складывается?
– Не только из научных побед и хороших оценок, это однозначно. Для меня значима и человеческая составляющая, чтобы ученик стал личностью, умел ценить дружбу, быть человечным, чутким, трудолюбивым. Радуюсь, если общение с учениками продолжается и после окончания школы. Конечно же, это и детские победы, осознание того, что могу не только дать прочные знания по предмету, но и подготовить ребят для участия в международных конференциях. Помню ту радость, когда мои «первые ласточки» Екатерина Лёвушкина и Динара Хасанова вошли в тройку лидеров, участвуя в международной конференции «Политика вокруг нас», а я благодаря им получила высшую категорию автоматом. Они помогли мне поверить в свои возможности научного наставника. Радует, что школьники, ежегодно участвуя в этой престижной конференции, принесли лицею более 20 призовых мест и 8 побед. Мне очень приятно, что мои ученики Анастасия Щеглова, Полина Сугрова и Мила Славина поступили на исторический факультет СГУ. Желаю им успехов в учёбе, буду рада, если они станут учителями истории, ведь значимость этого предмета растёт с каждым годом, и как важно помочь молодёжи правильно расставить акценты. В условиях информационной войны дети, к сожалению, всё меньше читают или не читают совсем. Поэтому значение предмета и роль учителя важны, так как детей, находящихся под воздействием разных информационных источников, необходимо научить отделять добро от зла, истину от лжи. А это одна из миссий предмета, которую сегодня выполняют мои коллеги-историки. А если говорить о профессиональных конкурсах, как любой учитель относилась и отношусь к конкурсам с настороженностью. Азарт – это не моё. Здесь совсем другое, скорее, понимание, что представляешь не себя, а своё образовательное учреждение, свой коллектив. Среди побед — муниципальный конкурс «Самый классный классный» в 2011 году, победа в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года–2015» и второе место на региональном этапе, – рассказывает Оксана Владимировна.
Около 20 лет Оксана Баландина возглавляет творческую группу учителей истории и обществознания. «Мне, совсем ещё тогда молодому педагогу, оказали высокое доверие. Наталья Викторовна Романова, работавшая методистом районного отдела образования, поверила в меня, помогала и советом, и делом. А я старалась не подводить. Учителя в нашем объединении – творческие, активные, доброжелательные, профессионалы своего дела. Опытные коллеги Зинаида Вячеславовна Ширяева, Галина Викторовна Гринкевич, Юрий Георгиевич Гуляков, Галина Григорьевна Уразгалиева, Клавдия Ивановна Малюкина, Ася Ибрагимовна Тетерина с самого начала во всём помогали и поддерживали меня. Очень благодарна за возможность почувствовать себя равной им. Стараюсь поддерживать в нашей творческой группе атмосферу сотрудничества и взаимопонимания».

Главное в работе
педагога – уважение
к личности ребёнка

Стиль её преподавания: не используя назидательный тон, не поучать, ведь человек, научившись это делать, разучивается учиться. «Есть принципы, которые нельзя преступать, есть границы, которые нельзя переходить. Для меня, человека верующего, это много значит. Главное в работе педагога – уважение к личности ребёнка, родителя, стремление во всём разобраться и помочь».
А какая Оксана Владимировна вне лицея? Заботливая дочь, понимающая сестра, любящая тётя, прихожанка храма во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Спокойная, увлекающаяся, самая обычная. Она гордится дружбой с замечательными педагогами, ветеранами педагогического труда Эльвирой Васильевной Кульгиной, Зинаидой Вячеславовной Ширяевой, Риммой Васильевной Дмитриевой. «Это близкие по духу люди, всегда готовы делиться опытом. С ними всегда интересно. Мудрые, но сохранившие запал юношеского задора, каждое их слово ёмко, у них свой объективный взгляд на происходящие события...»
В надёжные руки Оксаны Владимировны передана музейная работа в лицее. «А как иначе, ведь это детище, которое с такой любовью создавала Эльвира Васильевна на протяжении многих лет. Это ценнейший источник военно-патриотического воспитания наших учащихся и гостей музея. Здесь мы проводим различные мероприятия, на основе музейных экспонатов занимаемся исследовательской работой, ведь именно ценные материалы являются мощным источником, на основе которых можно писать глубокие исследования», – вот так о важности музея говорит учитель.
– А в год юбилея нашего родного посёлка хочется сказать об уникальности его истории, удивительных людях, потрясающих событиях, которые происходили и происходят здесь, на берегу степной реки Большой Караман. Не устану рассказывать о неповторимости нашего степного края, его красоте и значении нашей малой родины в истории нашей большой страны, о необходимости сохранения и приумножения этого уникального наследия.
Благодарим Оксану Владимировну за откровенный разговор, память о замечательных педагогах, любовь и преданность своему делу.

Наталья ЮРКОВА

Контакты