Официальная информация Официальная информация
Новости Новости
Объявления Объявления

Экскурс в историю чувашей

Мне всегда были интересны люди разных национальностей, их культура, быт, обычаи, традиции. Идея отправиться в этнографическую экспедицию у меня возникла после встречи с мамой моей знакомой. Надежда Фёдоровна Гарнистова, жительница п. Советское, по национальности – чувашка и одновременно, по крайней мере для меня, является носителем и хранителем уникального чувашского языка. Нине Фёдоровне скоро исполнится 80 лет, проживает она в нашем районе с 1968 года, большая труженица, всю трудовую жизнь проработала в местном колхозе, многодетная мама, в настоящее время – на заслуженном отдыхе.

Цель нашей этнографической экспедиции – познакомиться с этносом – чуваши, проживающим на территории нашего района. Немного исторической справки.
Чуваши – уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком – единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары» или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедших в верховья Волги во избежание навязывания чуждой религии.
Моё внимание привлёк рассказ Нины Фёдоровны о чувашском обряде – проводы в рекруты (армию).
Родители, узнав о том, что сын должен идти в рекруты (ят тохни) начинали готовить угощение, пиво. До проводов рекрут вместе с друзьями (их называли салтак ачисем) ходили звать родственников. Они собирались в группу по шесть-семь человек. До ухода к родственникам родители рекрута его друзей сажали за стол и угощали. А как они выходили из-за стола, мама рекруту завязывала полотенце из холста. Призывник и его друзья ездили на лошадиных упряжках в соседние деревни. Один из друзей держал упряжку, другой играл на гармошке. Все они пели грустные рекрутские песни. На телеге рекрут ехал стоя, а друзья сидели, поддерживая его от падения. Лошадей украшали платками, подаренными девушками. А у рекрута был платок от любимой. На его платке с одной стороны была вышита звезда, а с другой – его имя. Во время созыва родственников рекрут размахивал этим платком в разные стороны в такт рекрутской песне.
Родственники их ждали с открытыми дверями. Около каждого порога молодёжь, обнявшись за плечи, пела и плясала один круг. Не разрывая круг, они заходили в дом. Хозяин на стол выкладывал шарттан, яйца, ватрушку из картошки (улма икерчи) и пиво, только после угощения наливал рюмку пива, водки. Затем хозяин благословлял рекрута, завязывал ему полотенце или надевал новую рубашку, или дарил кепепулех (длинную ткань из холста). Родственники со стороны отца повязывали полотенце через одно плечо, со стороны матери – через другое. Получается, что полотенце перекидывалось через оба плеча крест-накрест, а концы завязывались у пояса. После гостеприимства молодёжь, обнявшись за плечи, пела песни и плясала на середине дома.
Таким же образом, не оборачиваясь, они выходили из околицы и ходили по деревне. Если они проходили мимо дома девушки рекрута, то друзья специально пели.
Девушки не ходили с парнями, они прятались в сторонке и плакали.

Марина Верховая, руководитель Советской местной организации ВОИ

Контакты