В духе любви и милосердия

Категория: Наше интервью Опубликовано: 10.03.2016 Автор: Светлана Маричева

Об истинном смысле и значении поста в жизни православного человека, о духовно-нравственном воспитании молодежи мы беседовали с Благочинным Федоровского округа, настоятелем храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, протоиреем Алексеем Кашириным.

– Отец Алексей, почему предстоящий пост называют Великим? Чем он отличается от других многодневных постов?

– Пост святой Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние писатели единогласно свидетельствовали, что этот пост установлен самими апостолами в подражание сорокодневному посту Моисея, пророка Илии, а главным образом – посту, совершенному Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне.

С глубокой древности был определен образ соблюдения Великого поста. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь от вкушения до третьего часа дня, после чего вкушали хлеб и овощи. Особо строгий пост православная церковь приписывает в своем уставе в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы устав повелевает соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает», в остальные седмицы поста (кроме суббот и воскресений) – принятие пищи один раз в день, вечером (сухоядение). Нужно напомнить о том, что энергетические затраты организма человека, жившего в первые века, был несопоставимо выше наших. Но, действуя в духе любви и милосердия, православная церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает не постящихся по немощи от участия в радости причащения и Пасхи

Пост, как говорится в одной древней книге, делает человека «умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; всё внутри нас в порядок приводит, развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает и всегда от бури пороков защищает». Естественно, всякого рода гуляния не допускаются, свадьбы и прочее переносятся на время после Пасхи. Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господне и Спасителе нашем».

– Что бы вы порекомендовали тем, кто решил соблюдать пост в первый раз?

– Тем, кто желает поститься, но не имеет в том опыта, советую встретиться со священником, который поможет войти в эту святую традицию. Напомню, что пост это не диета и не лечебное голодание.

Особо стоит сказать о посте для детей. Ребенок – такой же человек, как и взрослый, только на уровень сложнее. Если сознание взрослого состоит из штампов, то у ребенка оно более свободно, а поэтому можно сказать, что ребенок больше человек. Недаром Господь поставил ребенка (будущего Игнатия Богоносца) перед людьми и сказал: «Будьте, как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное». Поэтому приобщать к традициям, к посту детей без сомнения необходимо, но делать это нужно, основываясь на опыте церкви. Проблема заключается не в том, чтобы просто не дать мясо, конфет и т.д. Пусть он лучше съест что-то из запретного, но отречется от компьютерных игр, социальных сетей, разнеженности, сластолюбия и т.п.

– Тему для беседы накануне Великого поста мы выбрали неслучайно. Многие ограничивают себя в употреблении мясных и молочных продуктов, но при этом не задумываются, что истинное назначение поста не только в этом…

– Пост – достаточно широко обсуждаемая тема. Сегодня, когда здоровье становится одним из фетишей современной жизни, его многие стараются укреплять, не оставляя без внимания любые способы, в частности и пост. Поэтому некоторые люди считают его установлением, освященным временем и веками, а потому определенно полезной для здоровья процедурой.

Другие смотрят на пост как на установление, существенно ограничивающее нашу свободу, и потому не понимают, зачем свободному человеку нужно его исполнять. Они мыслят примерно так: «Сегодня я хочу есть это и ем, а завтра – захочу съесть другое и буду есть другое. Возможно, мой организм требует и принимает определенный вид пищи, а посты предписывают эту пищу исключать». Одним словом, эти люди воспринимают пост как несовременное и неактуальное церковное установление, которое с практической точки зрения ничем помочь не может. Оба эти взгляда базируются на понимании поста как средства, укрепляющего или разрушающего здоровье.

Однако, ограничение питания – лишь вспомогательное средство. Усмиряя свои желания, мы освобождаем пространство для работы души. Калорийное питание либо возбуждает в нас некоторые страсти, пока мы молоды, либо, с возрастом, клонит нас в сон. И то, и другое, мало совместимо со взлетом души. Между тем главное предназначение Великого поста – приблизиться к Богу и возвысить свою душу над тем уровнем обыденности, которым, к сожалению, мы живем.

В отношениях человека с Богом основой является свобода и свободный выбор человека а, в конечном счете, – любовь человека к Богу. Она – высшее проявление свободы. Пост не относится к догматам церкви. Догмат касается наших представлений о Боге, но это не наши представления, а то, что Бог открывает нам о Себе.

Почему пост, будучи человеческим установлением, может привести человека к Богу? Набор продуктов, ограничений, который предлагает церковь, – это некий опыт столетий, тысячелетий. Люди старались молитвой, духовной жизнью, актами высшего порыва души достичь богообщения, соединения с божеством. Имея опыт, они говорят нам, что если мы этого хотим, то не надо жить блудно, в гордыне, быть пристрастным к деньгам, слишком много есть. Все это мешает истинно духовной жизни! Отсюда следуют некоторые правила и набор рекомендаций, выведенных опытным путем из жизни людей, которые всю свою жизнь посвящали только одной цели – достижению богообщения.

– Расскажите о работе, которая направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

– Наша жизнь течет не как в далёкие времена, когда всему было своё время; сегодня жизнь обрушивается на наших детей, как цунами, с разрушительной и изменяющей не в лучшую сторону ребёнка силой, связанной с многозаботливостью родителей и отсутствием времени на воспитание детей. Тем самым вся ответственность воспитания и образования чад возлагается на детские сады и школы. А миссию просвещения в свои руки принимают СМИ. Итог – происходит повальное отравление телевидением и интернетом, отсутствует культурный и духовный иммунитет в душах наших детей, вырабатывается либо нетерпимость ко всему и всем, либо равнодушие.

Но чтобы наша родина, Россия с единственной истинной ценностью – людьми жила и здравствовала, нужна одна-единственная прививка – знание и соблюдение заповедей Божиих, как это ни банально и просто звучит. Передавая детям эти заповеди и элементарную человеческую культуру, мы помогаем им подниматься по лестнице духовных традиций. Именно потому у нас родилась идея рождения духовно-просветительского центра, целью работы которого станет сосредоточение различных форм работы, влияющих на формирование духовно-нравственного стержня детей и юношества. Много традиций утрачено и сейчас много сил прикладывается к их возрождению.

– Какие сегодня есть формы работы с детьми?

– Первая – это студия православной музыки, рождение которой состоялось в конце 2009 года (руководитель – А.Н. Перец). В творческом процессе участвуют 26 человек, возрастная категория – от 10 до 50 лет. Вторая – Воскресная школа; она открылась в одно время с храмом-вагончиком в 1999 году. Первых воспитанников было всего 5 человек, и это были дети прихожан. А вот сегодня детей намного больше, и это уже они приводят своих родителей в храм. Во время праздников у нас собирается около 80 человек. Количество желающих попасть на наши праздники с каждым годом растет.

Кукольный театр «Колокольчик» работает на базе РДДиЮ. Необходима мастерская, потому что артисты не только исполнители ролей и кукловоды, они ещё и художники-декораторы, сами изготавливают куклы, шьют для них костюмы. Соответственно, нужны помещения для хранения кукол, декораций, задников, бутафории.

Работает спортивная секция по самообороне (руководитель И.Ю. Прошкин). Есть идея создания историко-культорологического кружка – музейной комнаты. Это прямая возможность проведения исследовательской работы детьми совместно с преподавателями ОРКСЭ всего района и защиты проектов в рамках ФГОС.

У нас действует мастерская рукоделия. Храму пожертвовали несколько старых швейных машинок. Наладив их, после занятий в воскресной школе желающие остаются рукодельничать. Изготавливаются не только какие-то поделки и подарочные сувениры, дети сами шьют себе одежду, сумки и прочие полезные вещи. А в каникулярное время ребята обучаются приготовлению пищи и её красивой подаче на стол.

Функционируют воскресные чтения для взрослых – лекции и беседы со священником проходят каждое воскресение одновременно с занятиями детей. Некоторые родители, оставив чад на занятия, переходят в другую комнату на эти беседы.

После выхода на экраны фильма Павла Лунгина «Остров» мы поняли, что нам нужен клуб кинолюбителей. Коллективные просмотры необходимы, ведь здесь соприкасаются все точки зрения, выявляется истина.

Вот такие формы работы существуют у нас на сегодняшний день. Хочется подчеркнуть, что это всё уже слаженно работает, только пока в скромных масштабах. Когда мы все вместе построим духовно-просветительский Центр, то охват детей и православных жителей будет значительно шире.

Просмотров: 1699
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter