Литургия Преждеосвящённых Даров

Категория: События Опубликовано: 30.03.2017 Автор: Светлана Маричева

21 марта в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона благочинный Фёдоровского округа протоиерей Алексей Каширин совершил литургию Преждеосвящённых Даров.

Стоит пояснить, что во время литургии Преждеосвящённых Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освящённые прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В этот день православная церковь вспоминала сорок мучеников Севастийских – святых первого века христианства, воинов доблестного войска, которые отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников.

В житие святых сорока мучеников Севастийских рассказывается, что около 320 года в городе Севастии (Малая Армения) стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным язычником. В войске находились 40 воинов-христиан, отличавшихся в боях мужеством и стойкостью. Этих христиан Агриколай решил принудить принести жертвы языческим идолам. Воины отказались, сказав, что если в боях за царя земного они были неустрашимы (как он и сам говорил), то насколько твёрже надо им стоять за Царя Небесного. Агриколай пригрозил им бесчестием и приказал отвести в темницу. На допросе воины-христиане заявили: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами, что хотите».

Агриколай велел связать всех воинов и вести их к озеру, бывшему близ города Севастии. Стояла зима, дул сильный ветер. Воинов раздели и поставили на льду посреди озера (в числе стражников был тюремный сторож). На берегу топили баню: если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог согреться. Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них не выдержал и, бросив своих товарищей, пошёл к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их. В третьем часу ночи заблистал над ними тёплый свет, настолько тёплый, что растопил лёд. В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, умер, а эти, на таком морозе стоя, ещё живы. Поражённый внезапным светом над мучениками, он возвёл глаза к источнику света и увидел 39 венцов, сходивших с неба. Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. Он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» Став между ними, воззвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек, сошёл и сороковой венец, и посрамлён был дьявол.

На следующий день, удивлённые тем, что святые не замёрзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чём дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом. Среди них был один совсем юный местный уроженец именем Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нём неотступно и уговаривала не страшиться. Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что умирают они со Христом и во Христе. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их: спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришёл ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место и похоронили их.

– Помоги нам Бог взирать на образ великих святых, чтобы иметь такое дерзновение к Господу, такое же пламенное сердце, горячую веру. Чтобы Господь не оставлял нас своей благодатью и помог нам во всём, – обратился о. Алексей к прихожанам по окончании литургии.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» – булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это их особым дерзновением и смирением пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесённую мучениками, и их смирение и устремлённость ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды – Христу.

Просмотров: 626
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter