«Наша жизнь – кинематограф, черно-белое кино…»

Категория: Культура Опубликовано: 17.03.2016 Автор: Светлана Маричева

2016 год объявлен президентом России Годом кино. 10 марта в Центральной библиотеке п. Степное состоялось его открытие.

Сотрудники библиотеки подготовили обширный материал о кино. О том, как зарождалась русская «фабрика грез», рассказали директор ЦБС О.И. Борисова, библиотекари А.М. Чистоклетова, О.И. Музалевская, И.А. Фадеева, Л.В. Закопайло, С.Е. Романенко, С.Ю. Репина и Н.В. Козлова.

Участников встречи приветствовала начальник управления культуры и кино М.Е. Кондратьева.

– О кино можно говорить много, вся наша жизнь – кинематограф, – отметила Мария Егоровна. – Президент России много уделяет внимания развитию культуры в России. Но, к сожалению, на территории нашего района не осталось ни одной киноустановки. Хотелось бы, чтобы кино вновь возродилось в районе. Поздравляю всех с открытием Года кино!

Первый русский кинематографист-профессионал – Александр Ханжонков, автор художественных фильмов. Благодаря этому неутомимому труженику предприятие «Торговый дом А. Ханжонков и Ко» стало крупнейшей кинофабрикой страны. Он субсидировал не только игровые, но и научные, познавательные, этнографические фильмы. Его кинофабрика служила и уже новому кинематографу до середины 30-х годов прошлого века.

Нельзя не рассказать об удивительном кинодеятеле Владиславе Старевиче. Именно он изобрёл жанр объёмной кукольной мультипликации, создавая целые миры. Это был и художник, и оператор, и режиссер, и сценарист. Просматривая мультфильм, где насекомые, которые ходили, общались друг с другом да ещё играли на музыкальных инструментах, зритель впадал в шок, думая, что это настоящие кузнечики, мухи и жуки, и что Старевич изобрёл способ дрессировки насекомых. На самом деле то были бутафорские куклы ростом 20-25 см, которые на экране выглядели как живые.

До 1917 года кино в России развивалось стремительно. Кинематографисты как будто чувствовали, что времени у них немного, находя все новые и новые формы киноязыка. За десятилетие (1908-1918) было выпущено более 2000 игровых картин и около 3000 научных и видовых лент, десятки тысяч метров хроники. Русское кино обрело собственное творческое лицо, достигло высокого уровня постановочного и исполнительского мастерства. Но, к величайшему сожалению, до нас дошли лишь крупицы периода Великого немого.

После Октябрьской революции советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно было стать не просто средством развлечения и отдыха, но и средством агитации и пропаганды, воспитания масс. Ситуация в стране обострялась: кинопромышленники не желали сотрудничать с новой властью, закрывая свои предприятия, уничтожая аппаратуру; некоторые из них уезжали за границу.

27 августа 1919 г. правительством был издан декрет о национализации кинематографической промышленности (сейчас этот день отмечается как День российского кино). Для подготовки творческих и инженерно-технических кадров создаются киношколы, в Москве начинает работать Московская государственная школа кинематографии (ныне – ВГИК). В 20-е годы, после окончания гражданской войны, постепенно начинает восстанавливаться производство кинофильмов.

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов, был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны. Не были забыты и комедийные жанры – шла кровавая война, а на экраны выходили жизнерадостные кинокомедии.

Сегодня в России множество кинокомпаний создают современное кино. Важной кинонаградой считается «Ника», её получение – это признание таланта. Кинопремия «Золотой орел» относительно новая, её «дебют» был только в 2002 году. Отечественный кинематограф может и хочет создавать лучшее, получая в ответ благодарность зрителей и признание коллег по цеху.

Материал, подготовленный работниками библиотеки, был познавательным и интересным, прозвучали интересные факты, непосредственно связанные с нашим районом. В период с 1928 года по 1933 год был снят фильм о немцах Поволжья, о Мариентале, который в единственном экземпляре до сих пор хранится в архиве Госкино. Участники встречи, старожилы поселка вспоминали, как в разное время в районе снимались сюжеты о Герое Социалистического Труда В.Е. Головацком, о М.А. Лапине, о предприятиях нефтяной и газовой промышленности; снималась у нас и саратовская программа «Не за тридевять земель», а районный центр посещали известные артисты.

Открытие Года кино состоялось; встречи и мероприятия, посвященные кинематографу, будут продолжены в Центральной библиотеке.

Просмотров: 1038

Добавить комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter