В поисках каменных баб

Категория: «Большой Караман» Опубликовано: 05.02.2021

 

Недавно члены команды «Большой Караман» заинтересовались изучением каменных статуй, в огромных количествах некогда разбросанных по широким степным просторам на перекрёстках степных рек и дорог. Большой интерес к изучению каменных баб появился в XVIII веке. О статуях писали академики П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, в середине XIX века чиновник департамента внутренних дел России А.И. Пискарёв составил первую карту нахождений каменных баб. Граф А.С. Уваров в трудах Первого археологического съезда в Москве в 1869 году собрал  имеющиеся сведения о каменных бабах. В Саратовской губернии изучением этих сакральных памятников  занимался Б.В. Зайковский, талантливый краевед, хранитель музея Саратовской учёной архивной комиссии (1902-1911 годы). Отчёт о проделанной работе в плане изучения каменных баб на территории современной Саратовской области содержится в Трудах учёной архивной комиссии 1908 года. По её данным, в Новоузенском уезде в селениях Урбах и Нахой обнаружено 6 каменных баб, которые были отправлены в Покровский музей. Правда, как свидетельствует документ, 2 статуи при переправе утонули.

Познакомившись с Трудами Саратовской учёной архивной комиссии, члены команды проекта решили провести исследование, чтобы узнать, где же в настоящее время находятся памятники древней культуры, найденные в нашем районе и переданные в Покровский музей. Команду проекта заинтересовал вопрос, где конкретно находятся  и сохранились ли они.

 

Что же из себя представляют каменные бабы?

Это каменные изваяния  высотой от 1 до 4 метров, изображающие мужчин, воинов, вождей, женщин. Ни у кого из исследователей не возникало сомнения, что изготовление каменных изваяний, поклонение им является одним из самых выразительных проявлений культа предков.  Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о преклонении половцев каменным идолам. «Посол папы Римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу». В изданной в 1627 году Российской географической работе упоминаются каменные фигуры, которые были установлены на курганах или в степи. Из литературы мы узнали о том, что обычай возводить идолов зародился в 6-7 веках в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах. В центре святилища ставили одну или несколько мужских и женских статуй. Изредка попадались святилища со скоплением нескольких статуй. Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного с погребением. Этимология слова «баба» происходит от тюркского «вава» – предок или персидское pahlaba (узбекское – палван) – богатырь, атлет. Русские хорошо знали и употребляли слово «палаван» в огласовке «балван» ещё в XII веке. Женские статуи в основном преобладали на юге России и символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в женском образе давали им силу, оберегали, за что кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости.

Среди кочевавших в степях народов наиболее крупными и сильными были половцы. Самым ярким материальным свидетельством прошлого величия половцев являются каменные антропоморфные изваяния, по-народному – половецкие каменные бабы. Половцы то ходили военными походами на русские земли, то заключали брачные союзы, но как бы там ни было, в течение двух с лишним столетий оказывали влияние на жизнь древней России.

Повсюду половцы устанавливали каменные изваяния для совершения поминальных обрядов. Словом, своеобразные кладбища, только без могил.   Передвигаясь с места на место, половцы не забирали изваяния с собой. На следующем кочевье они делали новое капище. По одной из версии, эти святилища предназначались не только для исполнения культа предков. Со временем эти обряды трансформировались в своеобразный культ героев, защитников племени, рода. Есть мнение, что половецкие бабы даже изображали погибших врагов. Они считали, что убитый враг в загробном мире служит победителю. Скопления каменных баб были разбросаны по огромной территории от Иртыша до Дуная. Эти степи назывались кыпчакскими, по одному из названий половцев.

Если брать во внимание классические половецкие бабы XII века, по ним можно получить много исторической информации,  начиная от облика этих людей. Расцвет же изготовления каменных изваяний приходится на этот  век. Каждая баба по-своему интересна, мастера, которые их изготавливали, обладали индивидуальным видением, мастерством. По изваяниям можно восстановить географию перемещений кочевников, ведь монументы они ставили в местах долгого пребывания.

А пришли половцы из Южной Сибири. С VII века их начали вытеснять соседние народы, сначала китайцы и уйгуры, затем монголоязычные племена. И пришлось кипчакам идти на запад в Среднюю Азию, Казахстан, Поволжье, где они оставили память о себе в виде этих каменных истуканов, которые являлись своеобразным символом господства кочевников над степью.

В поисках каменных баб, обнаруженных в начале прошлого века на территории современного Советского района, мы отправились вместе с руководителем проекта Мариной Верховой и историческим реконструктором «Половецкого стана», археологом Алексеем Москаленко в Энгельсский краеведческий музей. К счастью, и это было отличным знаком, – в день нашего посещения во время новогодних каникул в одном из залов музея экспонировалась выставка «Мариентальское золото». Мы с удовольствием окунулись в мир золотоордынской культуры, познакомились с многочисленными экспонатами и артефактами, в том числе обнаруженными во время экспедиций на территории нашего района. С особым трепетом посмотрели на золотой пояс крупного китайского военачальника 13-14 веков, найденный на месте ставки Батый-хана «Лисья Балка», что находится в 3-х километрах от р.п. Советское (Мариенталя). Ханская ставка «Лисья Балка» – уникальный археологический памятник Поволжья, расположенный на левом берегу реки Большой Караман. Помимо находок золотоордынского времени, на месте ханской ставки находят фрагменты посуды эпохи бронзы, часть киммерийских бронзовых изделий, раннесредневековые византийские монеты, а также серебряные русские монеты XVII века.

Но в этом зале мы увидели лишь одного каменного истукана. Из какого места он сюда прибыл, неизвестно, но по описаниям, размещённым в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии 1908 года, это изваяние не из нашей местности. Сделав фотографии в выставочном зале, полюбовавшись на представленные экспонаты, отправилась дальше, в Саратовский краеведческий музей, где нас интересовала половецкая культура и каменные бабы.

Сколько интересного и познавательного! Мы узнали, как наглядно выглядело великое переселение народов в III-IV веках, как расселялись народы Поволжья в V-VI веках! О тайнах, которыми щедро при проведении раскопок в 1924 году делилась земля нашего края с археологами и искателями. Но снова и здесь неудача.

Все представленные в музее каменные бабы привезены из разных мест Саратовской области и даже из Волгоградской, но, увы, не из нашего заволжского края. Сделали запрос в музей, чтобы узнать, нет ли истуканов в заказниках музея или же их куда-то отправили.

Поэтому удалось только сделать фотографию на память на фоне каменных статуй и надеяться на то, что когда-то увидим те, свои родные, которые некогда были оставлены кочевниками.

Наша работа по поиску половецких каменных баб продолжается. В настоящее время в нашей организации открыт набор любителей истории и археологии в студию «Историческая реконструкция». Занятия будут проходить с опытным историческим реконструктором. Приглашаем всех желающих. Справки по тел.: 5-18-02, 89172064069. За новостями можно следить на нашем сайте www.karamanfest2020.ru, на  YouTube-канале «Большой Караман» и на страницах газеты «Заря».

 

Наталья Юркова

 

 

Просмотров: 231
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter