Дубовая роща – жемчужина природы

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 14.05.2021

 

И вновь команда проекта в пути, по дорогам Большого Карамана. В этот раз мы отправились в замечательное село Водопьяновка, что расположено близ границы Марксовского и Советского районов.

Что привлекло нас? Конечно же, общая история немцев Поволжья, достопримечательности и прекрасные неравнодушные люди, которых мы здесь повстречали. Это Светлана Хаметовна Кушегулова, директор Водопьяновской школы, её коллеги – заместитель директора по воспитательной работе Марина Ивановна Успанова, руководитель школьного музея Елена Владимировна Лаврухина, руководитель краеведческого кружка Гуля Григорьевна Давлетова. При встрече с ними  мы узнали много интересного об истории села, его немецком названии и уникальной роще с вековыми дубами, посаженными немецкими колонистами.

Сколько краеведческих материалов с любовью собраны в этой школе, где трогательно относятся к истории малой родины, а уж о своей жемчужине, дубовой роще, водопьяновцы могут говорить бесконечно. Конечно же, мы посетили школьный музей, небольшой компактный, он вмещает богатый исторический материал с многочисленными фотодокументами и артефактами, такими редкими, что могут позавидовать и солидные краеведческие музеи. А основателем музея являлась Б.А. Душкаева.

И нам хотелось побывать в дубовой роще, насладиться её ароматами, услышать пение птиц и окунуться в далёкое прошлое, представив, как в своё время немецкие поселенцы осваивали степные просторы, рассаживали дубы, ухаживали и поливали их из искусственного водоёма. Картина предстала необыкновенная! Всё смешалось – дурманящий аромат степи и краски небольшой рощи, завораживающее пение птичьих голосов. И это же надо, такая красота неподалёку от оживлённой трассы!

Сколько интересного мы узнали от учителей, которые поведали историю села Водопьяновка Нейе-Брунен в переводе (новый колодец), находящегося в месте, где когда-то проходил хлебный путь, о появлении дубовой рощи, которая была посажена в степи по инициативе лесовода Нестора Генко. И до сих пор роща является любимым местом отдыха сельчан, где можно с пользой для себя провести время. Свои исследовательские работы посвящают учащиеся школы этому уникальному памятнику природы, к сожалению, этого статуса дубовая роща была лишена 10 лет назад, и в настоящее время жители села хотят восстановить его.

– Сегодня, посетив село, побывав в уникальной дубовой роще, принято решение совместно с партнёрами проекта «Дорогами Большого Карамана» (победитель областного конкурса социально значимых проектов, который реализуется при поддержке правительства Саратовской области, партнёры – Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при президенте РФ, администрация Советского, Марксовского и Энгельсского районов) педагогическим коллективом Водопьяновской школы о создании краеведческого кружка «Дубовая роща», запланировано проведение на территории памятника природы краеведческого слёта. Будет интересно, ведь на этом мероприятии краеведы нашего проекта расскажут о своей работе, представив реконструкции, свои исследования, – говорит Марина Верховая, руководитель проекта «Дорогами Большого Карамана».

 

Наталья Юркова

 

 

«Мариентальское золото»: а оно блестит!

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 20.04.2021

 

Нет ничего интереснее, чем в обыденном и простом, в том, что кажется досконально изученном и знакомом, находить новое и необычное. И в этом в очередной раз смогли убедиться участники команды проекта районного общества инвалидов «Дорогами Большого Карамана» (победитель регионального конкурса социально значимых проектов, который реализуется при поддержке партнёров – администраций Советского, Марксовского, Энгельсского районов, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС), члены краеведческого кружка «Дороги», творческой мастерской «Силоам» храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона, посетив экспозицию «Мариентальское золото» в Энгельсском краеведческом музее.

Представляете, выставка, названная в честь селения Мариенталь, которое было одним из значимых в Заволжье. Но, а почему именно его название легко в основу названия выставки? Да потому, что жемчужиной коллекции, ставшей одной из культурных брендов заволжской территории, считается Золотой поясной набор, обнаруженный близ с. Мариенталь в ставке хана Батыя «Лисья балка» в 1927 году в могильной яме с останками знатного воина и обследована археологом Паулем Рау.

Экскурсанты познакомились с подлинными материалами золотоордынской цивилизации XIII-XIV веков, среди знаменитых комплексов которой также золотоордынская рукопись, обнаруженная в 1931 году на левом берегу Волги близ с. Подгорное. Эта находка с погребения писца – берестяная книжечка, написанная на уйгурском и монгольском языках, являющаяся памятником монгольской поэзии. Исследовал и перевёл уникальную книжицу лингвист и этнограф Николай Поппе. Особый интерес на выставке вызвало снаряжение половецкого вождя – шлем, фрагменты кольчужного полотна, стремена, удила, металлическая пряжка. У представителей нашей команды была возможность примерить на себя шлем и представить себя хоть на минутку половецким воином.

Каждый уникальный комплекс, представленный на выставке, в совокупности с другими предметами историко-культурного наследия позволил в деталях воссоздать далёкий и удивительный мир золотоордынской цивилизации на Волге.

Конечно же, для нас, жителей Советского района, интерес вызывают те экспонаты, которые были обнаружены на территории района, поэтому большое внимание экскурсанты уделили экспозиции, посвящённой важной находке у ставки хана Батыя «Лисья Балка».

– Перед нами удивительные находки, те самые легендарные предметы, обнаруженные близ с. Мариенталь в начале 20 века. Сам по себе пояс кожаный, на который нанизывались золотые нашивки, символикой золотого пояса является китайская слива личи, говорящая о высоком положении его хозяина. И это является доказательством того, что в этих местах была ставка хана Батыя, что засвидетельствовали и арабские дипломаты, приезжавшие сюда. Наша земля богата археологическим наследием, хранит тайны и загадки, которые нам предстоит изучить и исследовать, – отметила О.В. Баландина, учитель истории лицея п. Степное, участница экскурсии.

Одним из направлений исследовательской работы команды проекта является изучение и поиск половецких баб. Мы уже писали в начале года, что благодаря Трудам архивной комиссии 1908 года стало известно, что на территории сёл Урбах и Нахой было обнаружено 6 половецких баб, которые были переправлены в Покровский музей. Как пишут в этой архивной книге, 2 бабы утонули при переправе через реку. Сохранились ли эти свидетели половецкого периода? В зале, где развернулась выставка, стоит один каменный истукан, о происхождении которого нет сведений.

С интересом участники экскурсии не только познакомились с древними письменными источниками, но и попытались, участвуя в мастер-классе, воспроизвести самостоятельно фрагменты рукописи на монгольском языке, условно представив себя писцами золотоордынского периода.

– Удивительные чувства сопричастности к истории малой родины испытали мы, участники краеведческого десанта, который организовала руководитель и вдохновитель проекта Марина Верховая. Ей мы выражаем слова благодарности за организацию этой интересной познавательной экскурсии. Очень надеемся на продолжение исследовательской работы по изучению истории родного края, в которой принимаем активное участие, – благодарили экскурсанты.

 

Наталья ЮРКОВА

 

 

Мелодия Великой Степи

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 12.03.2021

 

Степь огромна и бескрайняя… Окинув её взглядом, невольно думаешь, что она бездыханная и безжизненная. Раскалённый диск солнца висит над ней и напитывает своим зноем. Горячий ветер бродит по её просторам. И порой кажется, что степь рассказывает нам свои легенды и былины. Трудно поверить, что здесь некогда была большая вода, а по просторам степи кочевали древние народы, проходили караваны торговцев.

Степная река Большой Караман была полноводной и стремительной, воистину «чёрная даль», как называли её наши предки. Здесь встретишь оазисы, островки жизни, где можно было укрыться от зноя и немного отдохнуть. Степь сурова и безжалостна, не прощает ошибок и позволяет путнику ориентироваться только по звёздам в ночном небе или хожеными тропами днём. Но как бы там ни было, она повествует нам свою историю, созданную ею самой. Помнит степь клич воинов, звон оружия и свист пролетающих стрел, груду поверженных тел на земле, топот копыт коней и красные кровавые реки.

В зимнюю стужу – безмолвное царство снега и вьюг. Случайному путнику бессмысленно молить о помощи, он не будет услышан Богом, так как степь будет упиваться своим могуществом и силой, ей нет никакого до нас дела. Степная стужа как воды Леты (реки забвения в подземном мире) на земле, здесь всё в безмолвии и снегах.

Именно такой предстала степь во время нашей очередной зимней экскурсии. Участники проекта «Дорогами Большого Карамана» – члены краеведческого кружка «Дороги» районного общества инвалидов, творческой мастерской «Силоам» храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, фольклорной группы «Тюрагай» из с. Золотая Степь – отправились на поиски стоянок древних кочевых народов. Поистине волшебное зрелище предстало перед членами команды, участниками проекта, который реализуется Советской местной организацией ВОИ на средства правительства Саратовской области при поддержке партнёров – администрации Советского МР, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, администраций Марксовского и Энгельсского районов.

Понимаем, что степь будет вечна,  как небо, как звёзды. Что ещё может сравниться с ней? Уверен, что она всегда будет будоражить наш разум, наши сердца. Это как вечность. Вечность, никогда не проходящая. Так было всегда. И будет весна, и степь вновь наденет свои пёстрые наряды и вновь будет звать нас к себе, в свою вечность.

 

Владимир Брюнин,
участник  проекта «Дорогами Большого Карамана»

 

 

Историко-этнографические приключения

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 19.02.2021

 

В необыкновенное путешествие отправились члены команды «Большого Карамана» в начале февраля. И, несмотря на изменчивые погодные условия, оно удалось на славу!

Хотим рассказать об этом нашим читателям, участникам фестиваля «Большой Караман», всем нашим друзьям и всем тем, кому интересна история родного края. Итак, участники проекта «Дорогами Большого Карамана» – победителя регионального конкурса социально значимых проектов, – члены краеведческого кружка «Дороги» районного общества инвалидов, творческой мастерской «Силоам» православного храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона, краеведческого кружка «Тюрагай» из Золотой Степи, которые уже на протяжении ряда лет активно занимаются изучением сарматского периода, решили посетить приток Большого Карамана, реку Грязнуху (богатую и сероводородной грязью, и уникальным источником), расположенную на территории Энгельсского района. Бытует мнение, что именно в этом месте, где бьёт целебный источник и имеется лечебная грязь, кочевники после набегов и боёв залечивали раны. Расположен источник в удобном месте, где были луга с богатыми травой пастбищами для животных.

Благодаря поддержке администрации Советского муниципального района, предоставившей автобус, поездка состоялась. Инициатором экскурсии выступила Советская местная организация ВОИ (руководитель проекта Марина Верховая).

Во время путешествия участники узнали много интересного о сарматском периоде истории края, курганах, расположенных на территории современного Советского района, о том, как наглядно выглядело великое переселение народов, о тайнах заволжского края и тех находках, которые удалось обнаружить археологам-исследователям, о раскопках и артефактах, представленных в том числе и в музейной комнате районного общества инвалидов. Небывалый интерес вызывают и многочисленные реки, которые питали и питают некогда полноводный Большой Караман.

Небольшая река Грязнуха, Мечётка и Хайсуль (что в переводе с тюркского означает «одинокая река, впадающая в большую реку», современное название – Нахойка) – это притоки нашей любимой реки Большой Караман.

Оказавшись в живописном месте, неподалёку от оживлённой трассы, мы поняли, насколько значимым было это место для кочевников, и явно представили стоянку, пасущихся лошадей, скромные временные жилища, разведённые костры и воинов-сарматов, в любой момент готовых к набегу и к защите от противника. Вот такие тайны поведала нам зимняя степь, но настолько привлекательная и интересная она была в зимнем интерьере, что многим из участников путешествия захотелось погулять по степным просторам, сделать фотографии на память, запомнив её, степь, спокойной и умиротворённой. Неподалеку от источника находится экоферма, где проживают верблюдица Аллочка, в этот раз она была в окружении овечьего стада, в загоне – теплолюбивые австралийские страусы эму, подрастают маленькие ослики. В тёплых заводях реки Грязнухи прижились вместе с домашними утками и дикие, которые почему-то не улетели в дальние тёплые края. Словом, картина маслом, стой и любуйся…

 

 

Нам предоставили и так называемое временное жилище, как мы его назвали, охотничий домик, что в нескольких шагах от горячего источника, с печкой и большим столом. Здесь под треск дров и завывание ветра участники проекта провели своё совместное выездное заседание. Говорили о кружковой работе, своих исследованиях, делились планами и с удовольствием познакомились с обрядом крещения (нуны сюан), который представил ансамбль «Тюрагай». Коллектив этот эксклюзивный и очень интересный, руководит им Анна Петрова, удмуртка по национальности, остальные участники – русские – с огромным удовольствием исполняют песни на этом удивительном языке.

Сколько веселья! Сколько радости от общения! Словами сложно передать всё то, что испытывали участники встречи в этот замечательный день. К тому же песни звучали не только в домике, но и на источнике, таким образом артисты поддерживали и подбадривали смельчаков, отважившихся на себе испытать прелесть купания в целебном источнике в зимнее время.

Вот так за разговором, с весёлыми танцами и песнями, разносолами, а была представлена и национальная кухня, незаметно прошло время. Расставаться не хотелось, но ничего, впереди новые открытия и приключения. Уже была предложена экскурсия в Энгельсский музей, где экспонируется выставка «Мариентальское золото». Почему бы не побывать там? Мы только за! Желающие, присоединяйтесь!

 

 Наталья Юркова

 

 

В поисках каменных баб

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 05.02.2021

 

Недавно члены команды «Большой Караман» заинтересовались изучением каменных статуй, в огромных количествах некогда разбросанных по широким степным просторам на перекрёстках степных рек и дорог. Большой интерес к изучению каменных баб появился в XVIII веке. О статуях писали академики П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, в середине XIX века чиновник департамента внутренних дел России А.И. Пискарёв составил первую карту нахождений каменных баб. Граф А.С. Уваров в трудах Первого археологического съезда в Москве в 1869 году собрал  имеющиеся сведения о каменных бабах. В Саратовской губернии изучением этих сакральных памятников  занимался Б.В. Зайковский, талантливый краевед, хранитель музея Саратовской учёной архивной комиссии (1902-1911 годы). Отчёт о проделанной работе в плане изучения каменных баб на территории современной Саратовской области содержится в Трудах учёной архивной комиссии 1908 года. По её данным, в Новоузенском уезде в селениях Урбах и Нахой обнаружено 6 каменных баб, которые были отправлены в Покровский музей. Правда, как свидетельствует документ, 2 статуи при переправе утонули.

Познакомившись с Трудами Саратовской учёной архивной комиссии, члены команды проекта решили провести исследование, чтобы узнать, где же в настоящее время находятся памятники древней культуры, найденные в нашем районе и переданные в Покровский музей. Команду проекта заинтересовал вопрос, где конкретно находятся  и сохранились ли они.

 

Что же из себя представляют каменные бабы?

Это каменные изваяния  высотой от 1 до 4 метров, изображающие мужчин, воинов, вождей, женщин. Ни у кого из исследователей не возникало сомнения, что изготовление каменных изваяний, поклонение им является одним из самых выразительных проявлений культа предков.  Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о преклонении половцев каменным идолам. «Посол папы Римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу». В изданной в 1627 году Российской географической работе упоминаются каменные фигуры, которые были установлены на курганах или в степи. Из литературы мы узнали о том, что обычай возводить идолов зародился в 6-7 веках в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах. В центре святилища ставили одну или несколько мужских и женских статуй. Изредка попадались святилища со скоплением нескольких статуй. Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного с погребением. Этимология слова «баба» происходит от тюркского «вава» – предок или персидское pahlaba (узбекское – палван) – богатырь, атлет. Русские хорошо знали и употребляли слово «палаван» в огласовке «балван» ещё в XII веке. Женские статуи в основном преобладали на юге России и символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в женском образе давали им силу, оберегали, за что кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости.

Среди кочевавших в степях народов наиболее крупными и сильными были половцы. Самым ярким материальным свидетельством прошлого величия половцев являются каменные антропоморфные изваяния, по-народному – половецкие каменные бабы. Половцы то ходили военными походами на русские земли, то заключали брачные союзы, но как бы там ни было, в течение двух с лишним столетий оказывали влияние на жизнь древней России.

Повсюду половцы устанавливали каменные изваяния для совершения поминальных обрядов. Словом, своеобразные кладбища, только без могил.   Передвигаясь с места на место, половцы не забирали изваяния с собой. На следующем кочевье они делали новое капище. По одной из версии, эти святилища предназначались не только для исполнения культа предков. Со временем эти обряды трансформировались в своеобразный культ героев, защитников племени, рода. Есть мнение, что половецкие бабы даже изображали погибших врагов. Они считали, что убитый враг в загробном мире служит победителю. Скопления каменных баб были разбросаны по огромной территории от Иртыша до Дуная. Эти степи назывались кыпчакскими, по одному из названий половцев.

Если брать во внимание классические половецкие бабы XII века, по ним можно получить много исторической информации,  начиная от облика этих людей. Расцвет же изготовления каменных изваяний приходится на этот  век. Каждая баба по-своему интересна, мастера, которые их изготавливали, обладали индивидуальным видением, мастерством. По изваяниям можно восстановить географию перемещений кочевников, ведь монументы они ставили в местах долгого пребывания.

А пришли половцы из Южной Сибири. С VII века их начали вытеснять соседние народы, сначала китайцы и уйгуры, затем монголоязычные племена. И пришлось кипчакам идти на запад в Среднюю Азию, Казахстан, Поволжье, где они оставили память о себе в виде этих каменных истуканов, которые являлись своеобразным символом господства кочевников над степью.

В поисках каменных баб, обнаруженных в начале прошлого века на территории современного Советского района, мы отправились вместе с руководителем проекта Мариной Верховой и историческим реконструктором «Половецкого стана», археологом Алексеем Москаленко в Энгельсский краеведческий музей. К счастью, и это было отличным знаком, – в день нашего посещения во время новогодних каникул в одном из залов музея экспонировалась выставка «Мариентальское золото». Мы с удовольствием окунулись в мир золотоордынской культуры, познакомились с многочисленными экспонатами и артефактами, в том числе обнаруженными во время экспедиций на территории нашего района. С особым трепетом посмотрели на золотой пояс крупного китайского военачальника 13-14 веков, найденный на месте ставки Батый-хана «Лисья Балка», что находится в 3-х километрах от р.п. Советское (Мариенталя). Ханская ставка «Лисья Балка» – уникальный археологический памятник Поволжья, расположенный на левом берегу реки Большой Караман. Помимо находок золотоордынского времени, на месте ханской ставки находят фрагменты посуды эпохи бронзы, часть киммерийских бронзовых изделий, раннесредневековые византийские монеты, а также серебряные русские монеты XVII века.

Но в этом зале мы увидели лишь одного каменного истукана. Из какого места он сюда прибыл, неизвестно, но по описаниям, размещённым в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии 1908 года, это изваяние не из нашей местности. Сделав фотографии в выставочном зале, полюбовавшись на представленные экспонаты, отправилась дальше, в Саратовский краеведческий музей, где нас интересовала половецкая культура и каменные бабы.

Сколько интересного и познавательного! Мы узнали, как наглядно выглядело великое переселение народов в III-IV веках, как расселялись народы Поволжья в V-VI веках! О тайнах, которыми щедро при проведении раскопок в 1924 году делилась земля нашего края с археологами и искателями. Но снова и здесь неудача.

Все представленные в музее каменные бабы привезены из разных мест Саратовской области и даже из Волгоградской, но, увы, не из нашего заволжского края. Сделали запрос в музей, чтобы узнать, нет ли истуканов в заказниках музея или же их куда-то отправили.

Поэтому удалось только сделать фотографию на память на фоне каменных статуй и надеяться на то, что когда-то увидим те, свои родные, которые некогда были оставлены кочевниками.

Наша работа по поиску половецких каменных баб продолжается. В настоящее время в нашей организации открыт набор любителей истории и археологии в студию «Историческая реконструкция». Занятия будут проходить с опытным историческим реконструктором. Приглашаем всех желающих. Справки по тел.: 5-18-02, 89172064069. За новостями можно следить на нашем сайте www.karamanfest2020.ru, на  YouTube-канале «Большой Караман» и на страницах газеты «Заря».

 

Наталья Юркова

 

 

Вместе по дорогам Большого Карамана

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 25.12.2020

 

Завершается 2020 год. Год сложный и трудный, неоднозначный. Команде проекта, который был задуман и рассчитан на массовость и публичность, активную кружковую работу, освоение туристических маршрутов при участии жителей района, любителей истории, и итоговый фестиваль в сентябре, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией пришлось срочно приспосабливаться к работе в новых условиях. И она справилась с задачами и целями на отлично.

– Этот год помог нам понять, что мы из себя представляем, кто мы на самом деле, кто наши настоящие друзья и партнёры, на кого можно положиться и с кем можно идти дальше по дорогам Большого Карамана, – подводя итоги творческого года, говорит руководитель проекта, председатель районного общества инвалидов Марина Верховая. – Нас не испугала работа в новом формате, в условиях ограничительных мер, а наоборот, эти условия нас словно подстегнули, заставив по-иному посмотреть на ситуацию. Проект не должен был останавливаться ни на минуту, нужно было проводить занятия, встречи, продолжать осваивать туристические маршруты, знакомиться с интересными людьми, обычаями и традициями. В этом году, к счастью, у нас появилась возможность создать свой сайт www.karamanfest2020.ru, у которого много подписчиков, где мы размещаем всю информацию о проделанной работе, видеоролики, статьи. Мы рады, что любители истории, постоянные участники фестиваля «Большой Караман» могли увидеть в онлайн-формате записи фестивальных программ.

Этот год для команды проекта «Большой Караман» стал значимым и в том плане, что проект – победитель конкурса Фонда президентских грантов, средства которого направлены на развитие гражданского общества, – превращается в народное движение. И это не высокие слова. К команде проекта присоединяются новые и новые люди, которые занимаются популяризацией истории родного края, с удовольствием становятся участниками мероприятий, проходящих под эгидой Большого Карамана. Такими друзьями по праву называем Виталия Попова, главу семейной артели кузнецов из г. Волжский, это мастера Палитры  ремёсел из Саратова. В этом году к фестивальному движению присоединился гончарных дел мастер Игорь Буланов, в течение 6 часов он давал свои мастер-классы всем желающим. А сколько радости и позитива доставили взрослым и малышам встречи с участниками конно-спортивного клуба «Алтей» из Маркса, где была возможность познакомиться с удивительными лошадьми и маленькими своенравными пони.

– Этот год расширил географию участников фестиваля, – продолжает Марина Верховая. – Мы очень рады тому, что среди наших партнёров – администрация Марксовского района. На недавней встрече с главой администрации Д.Н. Романовым состоялся разговор о проекте, который активно поддержали жители Марксовского района. Нас связывает особая дружба с коллективом центральной городской библиотеки, в которой мы не раз побывали, и очень радостно оттого, что творческий коллектив этого учреждения, заразившись идеей изучения и исследования древней истории, при содействии нашего проекта создал у себя этнографическую комнату, где желающих встречает аудиогид. Рассказать о всех интересных встречах и всех людях, которые стали нашими друзьями и партнёрами, сложно. Надеюсь, что в этом нет надобности, ведь о каждом мероприятии мы вам подробно рассказываем. Говоря о расширении географии проекта, хочется назвать среди партнёров А.В. Стрельникова, главу Энгельсского муниципального района, С.В. Байрак, заместителя главы администрации Марксовского района. Настоящим открытием проекта стали реконструкторы половецкого периода из Энгельса, которые были участниками записи фестивальной программы на берегу Большого Карамана.

Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией и запретом проведения массовых мероприятий, цель проекта была достигнута. Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман» был проведён в формате, который никак не мог быть предугадан. Но проект реализован, проделана большая работа.

– Мы благодарим за сотрудничество своих партнёров – Поволжский институт управления имени Столыпина РАНХиГС, настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона Алексея Каширина, руководителей предприятий и организаций нашего района за помощь и поддержку, надеемся на дальнейшее сотрудничество. И рады сообщить приятную новость – знаковым событием уходящего года стала очередная победа нашего проекта в областном конкурсе общественно полезных (социальных) проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций. Поздравляю команду проекта с победой. Работа продолжается, – завершает разговор Марина Верховая.

 

Наталья Юркова

 

 

Путешествия по Большому Караману продолжаются

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 13.11.2020

 

Очередной этап Этнокультурного исторического фестиваля «Путешествие по Большому Караману. Шкала веков» (победитель конкурса Фонда президентских грантов, реализуемый на грант Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов; партнёры – администрация Советского муниципального района, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, администрация Марксовского муниципального района) состоялся в городской центральной библиотеке города Маркса. Команду проекта радушно встречали сотрудники городской библиотеки, где в специально оборудованной на средства Фонда президентских грантов этнографической комнате была представлена реконструкция о быте народностей и племён Заволжья, которую представили сотрудники библиотеки.

Заведующий отделом краеведения, член Союза краеведов России Владимир Лемдяев, проведя экскурс в прошлое, познакомил участников мероприятия с костюмами, бытом и традициями народностей и племён, обитавших на территории Поволжья, подробно представив хазар, буртасов и печенегов. Хазары, например, обитавшие длительное время на территории современной Саратовской области с VII по XI век, занимались в основном скотоводством, земледелием. Народ был тюркоязычным, пришедшим с территории современного Алтая и Южной Сибири. По религиозным воззрениям своим, отметил краевед-историк, часть племенной верхушки исповедовала иудаизм, были хазары, исповедавшие тенгрианство (язычество), а также христианство и ислам. Хазары вели оживлённую торговлю, находясь на перекрёстке важных торговых путей, в VIII-IX веках через Хазарский каганат проходила одна из ветвей Великого шёлкового пути. Здесь велась транзитная торговля между Византией и Китаем, Персией и северными народами, на перекрёстке путей торговали Западная Европа с Индией. Поэтому так важна была эта территория для хазар, контролировавших волжский серебряный путь. Почему серебряный? Главным товаром, который везли по Волге, было серебро. А земли эти славились серебряными украшениями.

В этнографической реконструкции были представлены буртасы. Что это за народности? Тюрки, славяне или финно-угры. Их потомками являются мордва, чуваши, которые сохранили в своём этносе элементы буртасской культуры. Как известно, слово «буртасы» происходит от слова «бортничество», а это значит, что занимались они добычей дикого мёда, снабжали хазар продуктами дикого пчеловодства. Одежду буртасы шили из льна и конопли.

 

 

Участники мероприятия познакомились ещё с одной из народностей – печенегами, которые пришли в наши края из предгорий Алтая в IX-X веках, сначала вели ожесточённую войну с хазарами. Занимались кочевым скотоводством, выращивали овец, лошадей. Печенеги были головной болью не только для Хазарского каганата, точку в их пребывании поставил Ярослав Мудрый, разгромив печенегов у стен Киева.

– В команде нашего проекта – Владимир Куликов, научный руководитель, заведующий сектором евразийского сотрудничества центра международных программ и проектов Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС, Елена Забалуева, преподаватель саратовской школы-интерната для слабовидящих детей, Любовь Прокопьева, тележурналист ГТРК «Саратов». Высоко оценив  подготовку исторической реконструкции, представленной сотрудниками библиотеки на фестивале, порадовались тому, что любовь к истории родного края по-прежнему будоражит души и сердца людей. Мы выражаем особую благодарность главе Марксовского МР Д.Н. Романову и его команде за поддержку в реализации нашего проекта, за радушие и гостеприимство. Прекрасная работа сотрудников библиотеки, которые уже запланировали проведение онлайн и офлайн экскурсий в стенах городской библиотеки. А с каким трепетом и заботой они относятся к переданному им оборудованию! В библиотеке царит такая замечательная, творческая атмосфера, что я просто не удержалась и стала одним из читателей, мне вручили членский билет. Надеюсь, что наше сотрудничество перерастёт в более глубокое и длительное общение, – поделилась впечатлениями руководитель проекта Марина Верховая.

– Краеведению в библиотеках района уделяется особое внимание, – отметила директор МУК «Марксовская межпоселенческая библиотечная система» Марина Алексеевна Спиренкова. – До знакомства с руководителем проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков» Мариной Верховой акцент мы в основном делали на екатерининском периоде в истории города и района. И с большим удовольствием и интересом, следуя команде «Большого Карамана», начали заниматься исследованием и изучением древней истории нашего края. Как партнёрам фестиваля, благодаря Фонду президентских грантов нам были переданы этнические костюмы народов, населявших Поволжье в VII-XI веках, также для оформления краеведческой комнаты на грантовые средства были приобретены баннеры, разработанные сотрудниками нашей библиотеки, в которой уже реализуется проект «Аудиогид». Что это такое? В этой комнате, которую можно посещать по одному человеку, экскурсант знакомится с экспонатами, прослушивает аудиозапись. Это важная форма работы в условиях ограничительных мер. Я рада знакомству и сотрудничеству с руководителем проекта Мариной Верховой, которая является примером того, что надо двигаться, идти вперёд, учиться новому. Для нас проект Советской местной организации инвалидов является достойным примером. Наш коллектив в дальнейшем хочет принять участие в конкурсе Фонда президентских грантов, у нас много планов и задумок.

Путешествия по Большому Караману продолжаются. Присоединяйтесь, будет интересно.

 

Наталья Юркова

 

 

«Родительский дом. Учимся жить вместе»

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 06.11.2020

 

Недавно в районном обществе инвалидов по инициативе председателя местной организации ВОИ Марины Верховой, руководителя проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков» (победитель конкурса Фонда президентских грантов, реализуемый на средства фонда при поддержке администрации Советского муниципального района, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ), состоялась интерактивная встреча, которую провели руководитель центра психолого-педагогической коррекции Сергей Котлячков и психолог благотворительного фонда «САВВА» Алёна Осокина. В нём приняли участие члены общества инвалидов, краеведческого кружка «Дороги», участники проекта «Путешествие по Большому Караману. Шкала веков», представители семей из п. Советское – участники онлайн-конкурса, проводимого фондом «САВВА».

Цель встречи – просветительская, оказание помощи родителям в разрешении конфликтных ситуаций в семьях, знакомство с основными технологиями решения конфликтных ситуаций, где главное – умение слушать и слышать друг друга. Шёл разговор о том, как избежать конфликтов в семье, уметь отстоять свою точку зрения, каким образом уменьшить негативное влияние гаджетов на детей, о методах семейного воспитания (совместный труд, семейное чтение, просмотр фильмов и мультфильмов с дальнейшим обсуждением). В ходе интерактивной беседы каждый из её участников мог задать интересующие вопросы специалистам и  получить исчерпывающие ответы.

За активное участие в онлайн-проекте благотворительного фонда «САВВА» благодарностями были награждены семьи Богомоловых, Турковских, Усановых и Бектурсиновых, дети которых воспитываются в детском саду «Солнышко» п. Советское.

 

За партнёрские отношения

Недавно руководитель проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков» Марина Верховая встретилась с коллективом центральной библиотеки г. Маркс – партнёром проекта, вручив коллективу библиотеки этнические костюмы для проведения реконструкций, планируемых на фестивале, и брошюровщик для изготовления брошюр на исторические темы, связанные с древней историей территории бассейна реки Большой Караман и других степных рек.

 

 

Снимается кино

Команда фестиваля встретилась со съёмочной группой Нижне-Волжской студии кинохроники регионального отделения Союза журналистов России, снимающей документальный фильм к 80-летию депортации российских немцев. Было записано интервью Марины Верховой о судьбе крупных немецких колоний, располагавшихся на территории района, достопримечательностях Мариенталя, разработанных в рамках фестиваля туристических маршрутах.

В лицее п. Степное состоялась встреча с учащимися, авторами исследовательских работ (научный руководитель – учитель истории и обществознания О.В. Баландина): «Триумф и трагедия Пауля Рау» – о судьбе немецкого археолога, учёного и музееведа; «Моё путешествие на край света» – о трагической судьбе жителей немецкой колонии Хайсоль; «Образ колонии Мариенталь по роману Гюзель Яхиной «Дети мои». Исследования ребят оформлены в брошюры, которые пользуются популярностью у жителей, любителей истории. Работы выпущены на грантовые средства Фонда президента РФ в рамках реализации проекта – победителя 1 конкурса Фонда президентских грантов – «Путешествие по Большому Караману. Перекрёстки истории». Также для документального фильма записано интервью с одиннадцатиклассницей Линой Симаковой, прабабушка которой М.И. Барбье происходит из рода переселенцев колонии Луй. Документальный фильм будет представлен на фестивале «Волжская волна-2021».

 

С новостями «Большого Карамана», фотодокументами, репортажами, статьями и публикациями вы можете ознакомиться на сайте www.karamanfest2020.ru

 

Наталья Юркова

 

 

Большой Караман: перекрёсток веков

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 23.10.2020

 

И снова Большой Караман встречал гостей, почитателей древности, любителей истории, участников проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков». Проект Советской местной организации ВОИ – победитель конкурса Фонда президентских грантов – проводится на средства гранта президента РФ, направленного на развитие гражданского общества. Партнёры проекта – Правительство Саратовской области, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС и администрация Советского муниципального района.

3 октября на берег Большого Карамана съехались реконструкторы для проведения съёмки программы для фестиваля, который можно будет посмотреть в онлайн-режиме. В этом необычном году, не позволившем провести фестиваль в обычном формате, не было реклам и афиш, не было высоких гостей, съёмочный процесс прошёл с соблюдением всех норм и правил.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 42 от 23 октября 2020 года.

 

 

Наталья Юркова

 

 

У нас в гостях клуб «Алтей»

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 09.10.2020

 

Замечательная, по-летнему тёплая погода, счастливые лица детей и взрослых, доброжелательность, позитивный настрой и возможность прихожане храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, члены Советской местной организации ВОИ, занимающиеся в кружке «Дороги», участники творческой мастерской храма «Силоам», для которых поистине прекрасным подарком стала встреча с командой конно-спортивного клуба «Алтей» из Маркса.

Впервые в нашем районе с благословления настоятеля храма Алексея Каширина, по инициативе и приглашению руководителя проекта «Этнокультурный исторический приобщиться к удивительному миру… Именно это волшебное состояние испытали в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября фестиваль «Большой Караман. Шкала веков» Марины Верховой дети, родители и инвалиды имели возможность поучаствовать в мастер-классе по верховой езде, приобщиться к удивительному миру животных, познакомиться с одним из представителей конно-спортивного клуба «Алтей» конём Фердинандом и прокатиться на нём верхом под присмотром инструкторов клуба, угостить животное припасённым яблочком или морковкой.

Надо только видеть счастливые лица ребят, которые замирают даже от вида лошади. А в седле чувствуют себя настоящими наездниками.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 40 от 09 октября 2020 года.

 

Наталья Юркова

 

 

Путешествие за две реки…

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 31.07.2020

 

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Где только не приходится бывать участникам экскурсий-экспедиций, членам команды «Большой Караман», чтобы сделать свои открытия, найти артефакты, познакомиться с народностями, для которых наши степи явились колыбелью, узнать о племенах срубной культуры, по современным исследованиям, являвшихся предками кельтов, чьи потомки проживают на территории современных Ирландии, Шотландии и Франции. Эти-то племена и держали в страхе цивилизации Рима и Греции.

Сколько ещё предстоит сделать открытий, познав древнюю историю нашего края.

Недавно команда проекта Советской местной организации ВОИ по инициативе Марины Верховой, руководителя проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков», который реализуется при поддержке и на средства, предоставленные Фондом президентских грантов, партнёрами проекта являются администрация Советского муниципального района и Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС при президенте РФ, со съёмочной группой программы «Привет, земляки!» ВГТРК «Саратов» совершила увлекательное путешествие в Марксовский район. Гидом по интересным местам был завотделом краеведения Марксовской центральной городской библиотеки, член Союза краеведов России Владимир Лемдяев.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 30 от 31 июля 2020 года.

 

 

Наталья Юркова

 

 

Изучаем, познаём, исследуем

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 10.07.2020

 

Команда проекта Советской местной организации ВОИ «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков», реализуемого при поддержке и на средства президентского гранта, продолжает активную работу по изучению истории родного края.

Сколько тайн и загадок хранит наш любимый степной край! Сколько интересного и неизведанного предстоит ещё познать! Самое главное – богатства рядом, стоит только захотеть – и можно, не выезжая за пределы района (что актуально в наше время), увидеть древнейшие курганы (египетские пирамиды по сравнению с нашими скифо-сарматскими курганами – просто младенцы), побывать на месте стоянки хана Батыя в Лисьей Балке, что находится близ п. Советское, насладиться ни с чем не сравнимыми ароматами степи с её разнотравьем и естественными водоёмами, флорой и фауной. Словами сложно передать те чувства, которые охватывают, когда ты снова и снова оказываешься в родной степи.

В конце июня краеведы-исследователи, активисты краеведческих кружков по инициативе Марины Верховой, руководителя проекта, председателя местной организации ВОИ, в качестве семейного отдыха решили проехать по туристическому маршруту «Дороги Лоиса».

– Давно хотели побывать в этих прекрасных местах, насладиться необычайными ароматами степи, собрать лекарственные растения, познакомить со степью нашу маленькую доченьку Сашеньку, – делится впечатлениями Марина Зимирева, руководитель творческой мастерской «Силоам» храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она путешествовала вместе со своим супругом Виталием и братом Ильёй Ионкиным.

В этот раз мы побывали в разрушенном немецком селе Ней-Боаро, что находится неподалёку от с. Новолиповка (Фрезенталь), побывали в немецком саду, полюбовались степными пейзажами с ковыльными степями, табунами лошадей, отдохнув в тени под раскинутым шатром.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 27 от 10 июля 2020 года.

 

 

Наталья Юркова

 

 

История родного края – в лицах

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 29.05.2020

 

Команда проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков», реализуемого при поддержке и на средства, предоставленные Фондом президентских грантов, продолжает свою работу. Напомним, что партнёрами проекта являются Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, администрация Советского МР и правительство Саратовской области.

Богата наша земля замечательными людьми, прославляющими родной край своим самоотверженным трудом, своими героями, которые совершали подвиги во имя жизни, сражаясь на фронтах Великой Отечественной, тружениками тыла, теми, кто поднимал из руин разрушенное во время войны народное хозяйство. Мы помним земляков, которые родились и выросли в наших краях и прославили свою малую родину. Среди таких замечательных именитых людей – советский государственный и партийный деятель, доктор экономических наук, коммунист Эммануил Ионович Квиринг (1888 – 1937 гг.), уроженец села Фрезенталь (ныне Новолиповка). Он был секретарём большевистской фракции 4 Государственной Думы, вёл партийную работу в Петербурге и Екатеринославе, в 1918-1919 годах был председателем ВСНХ Украины, во время Гражданской войны руководил партийным подпольем на Украине. В его биографии – партийная работа в Екатеринославском и Донецком губкомах партии, с 1918 по 1925 год Эммануил Ионович был секретарём ЦК КП(б), с 1925 по 1927 год – заместителем председателя ВСНХ СССР, в 1927-1930 годах – заместителем председателя Госплана СССР, в 1934 году стал 1 заместителем председателя Госплана СССР, также возглавляя экономический институт красной профессуры. С 1932 по 1936 год – директор экономического института Комакадемии. Он автор работ по вопросам политики партии и советской экономики. Награждён орденом «Знак Почёта». В память о нашем земляке на здании СДК с. Новокривовка есть памятная доска.

– Знакомясь с достопримечательностями сёл Новокривовка и Новолиповка во время записи программы «Привет, земляки!», мы увидели на здании Новокривовского сельского Дома культуры обветшавшую табличку с информацией о замечательном земляке Э.И. Квиринге, который родился в селе Фрезенталь. Члены краеведческого кружка с. Новокривовка «Бригантина», которым руководит О.В. Михайлова, провели исследовательскую работу, собрали материал о земляке, и было принято решение на средства Фонда президентских грантов заказать новую памятную доску и передать её на родину Э.И. Квиринга, в село Новолиповку (Фрезенталь), – рассказывает Марина Верховая, руководитель проекта.   Так как дом, в котором родился и вырос Эммануил Квиринг, в селе не сохранился, памятную табличку с информацией о том, что Э.И. Квиринг родился в с. Фрезенталь Новоузенского уезда Самарской губернии 13.09.1888 года, члены команды передали в школу, её руководителю Н.Н. Ефремовой.

– В нашей маленькой школе ребята с удовольствием занимаются изучением истории, оформлен материал и об Э.И. Квиринге, которым мы гордимся. Очень рады тому, что именно в школе будет храниться эта памятная доска, – сказала Наталья Николаевна.

Историческая справка: Фрезенталь – дочерняя колония Шейфер (ныне с. Липовка Энгельсского района), куда немецкие колонисты поселились в 60-х годах XIX века. Эти земли были выделены опекунским советом по просьбе жителей поселения для возделывания сельскохозяйственных культур.

 

Наталья Юркова

 

 

Неизведанное – рядом

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 22.05.2020

 

У Геродота есть легенда, как арии завоевали Индию. Арии пришли из страны, где шесть месяцев лежит снег и замерзают реки. На своих колесницах они прокатились по нашим степям. Территория Саратовского Заволжья именовалась как Брахмаварте, а Волга – Сарасвати (богиня всех рек). Есть легенда, как амазонки, соединившись со скифами, дали начало новому народу, который населял наши степи, – сарматам. В наследие нам достались лишь могильники, курганы, топонимика и загадки. Мы гордимся историей нашего края, и так жаль, что мало ею интересуемся.

К работе над проектом «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман», к нашему краеведческому движению присоединяются жители не только нашего района, но и соседнего, Марксовского. Теперь мы уверены, что наш проект перешёл в общественное движение «Большой Караман». Свидетельствует об этом и письмо, адресованное руководителю проекта Марине Верховой.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 20 от 22 мая 2020 года.

 

Наталья Юркова

 

 

Впереди нас ждёт фестиваль!

Категория: «Большой Караман»
Опубликовано: 30.04.2020

 

Несмотря на сложное время, когда нам приходится ограничивать себя в передвижении, соблюдая режим самоизоляции, когда нарушен обычный ход нашей жизни, команда проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков» нашла возможность общения и продолжает свою работу. Подписчики YouTube-канала «Большой Караман» имеют возможность в интернет-пространстве знакомиться с проходящими в рамках проекта мероприятиями. Что можно узнать? О том, как в режиме самоизоляции проводится кружковая работа, где руководители кружков демонстрируют онлайн мастер-классы, делясь секретами приготовления сарматского хлеба, учат зрителей пошиву старинного русского головного убора «сорока», шьют сумочки-лакомники, знакомят с национальными костюмами. Соблюдая все санитарные нормы и правила, члены краеведческого кружка Советской местной организации ВОИ «Дороги» продолжают совершать экскурсии по историческим местам нашего края.

– Рада, что в такое сложное время мы продолжаем работать, – рассказывает Марина Верховая, руководитель проекта «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков». – Особо хочется поблагодарить активистов – Ольгу Михайлову, Нину Борисову, Марину Зимиреву, Анну Петрову, Ольгу Урусову, Любовь Прокопьеву и нашего координатора проекта Владимира Куликова, заведующего сектором Центра международных программ и проектов Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС.

 

 

Марина Анатольевна рассказала о телефонном разговоре с главой района С.В. Пименовым о благоустройстве места, где проводится фестиваль. Сергей Владимирович поддержал инициативу команды проекта и отметил, что наш фестиваль имеет статус регионального, занесён в Событийный календарь. На месте, где он проходит, планируется обсудить все возможные варианты благоустройства. Поступили предложения изготовить «исторические ворота», символизирующие переход из современного мира в древний мир, сконструировать навесные деревянные павильоны в старинном стиле, обустроить место для выступления спортивных лошадей, произвести реконструкцию кочевого мира.

 

Полный текст читайте на страницах газеты «Заря» № 17 от 30 апреля 2020 года.

 

Наталья Юркова